Стадиальные модели

Основной недостаток теорий, описывающих поведение, направленное на поддержание здоровья, а также теорий более общего типа, таких, как теория

планируемого поведения, — это их преимущественное внимание к детерминантам мотивации индивида в отношении определенных видов поведения и предположение, что люди ведут себя в соответствии со своими намерениями.

Поскольку именно намерения наиболее прогностичны в отношении поведения, данное предположение кажется справедливым.

Однако исследования дают множество примеров несоответствия намерений и поведения, имеющих отношение к здоровью. Например, курильщики хотят бросить курить, но никогда этого не делают или возвращаются к старой привычке через несколько дней, а люди, решившие соблюдать диету, не выдерживают ее. Иногда несоответствие поведения намерениям возникает из-за того, что люди меняют свои намерения; но часто люди действительно хотят что-то сделать, но не обладают необходимыми для этого навыками. Использование презерватива требует как чисто технических умений, так и умений социальных, необходимых для обсуждения данного вопроса с партнером. Бросить курить, контролировать свое питание или употребление алкоголя тоже нужно уметь. Если люди осознают свою несостоятельность в этих вопросах, низкая самоэффективность может им помешать даже сформировать необходимое намерение. Однако чаще люди осознают свои затруднения только при подготовке к действию.

Второе ограничение моделей, описывающих поведение, связанное со здоровьем, а также моделей более общего типа — это их относительная статичность. При прогнозе поведения все теории оперируют детерминантами поведения на основании алгоритма. При этом предполагается, что большое число уравнений позволяет локализовать индивида относительно континуума и тем самым указать вероятность выполнения им определенного действия. Соответственно любое воздействие, повышающее численное значение уравнения, повышает вероятность изменения поведения.

Напротив, стадиальные модели изменения поведения, влияющего на здоровье, предполагают, что индивид должен пройти через ряд этапов, начиная с принятия решения и заканчивая действием, и что различные прогностические приемы приобретают значение в переходных точках от одной стадии к другой. Стадии процесса представляют собой качественно различные виды поведения, представлений и переживаний. Факторы, опосредующие переходы между стадиями, меняются в зависимости того, на какой из них в данный момент находится индивид. Мы рассмотрим двухстадийные модели: модель принятия мер предосторожности и транстеоретическую модель изменений поведения.

Исходной точкой модели Вайнштейна (Weinstein), называемой моделью принятия мер предосторожности является индивид, совершенно не осознающий угрозы его здоровью (стадия 1). Он оказывается на стадии 2, когда получает первоначальные сведения о возможной угрозе, но специально их еще не обдумывает. Новые сведения могут убедить индивида в серьезности проблемы и уязвимости его собственного здоровья, после чего он может перейти на стадию 3 (рассмотрение вариантов решений). Данный этап работы завершает решение предпринять (или не предпринимать) какие-либо действия. Если человек отказывается предпринять что-либо, процесс заканчивается, по крайней мере в данное время. Этот итог фиксирует стадия 4. Если же человек решает начать заботиться о здоровье (стадия 5), следующим шагом оказывается переход к первоначальному действию (стадия 6). Стадия 7 представляет собой фазу «стабилизации». Только на этом этапе можно добиться изменений в стиле жизни (регулярные физические упражнения, отказ от курения); однако здесь не имеются в виду предосторожности, связанные с рентгеновскими или какими-либо другими медицинскими обследованиями.

Несмотря на определенное сходство теорий, этапы перестройки поведения. выделяемые в транстеоретической модели, имеют свои особенности. Первоначально, на стадии, предшествующей размышлениям, у индивида пока еще отсутствует желание изменить какое-либо неадаптивное поведение (например, отказаться от курения сигарет) и он не считает его проблематичным. Индивиды находятся на этой стадии, если на вопрос о том, намерены ли они изменить свое поведение в течение шести месяцев, отвечают «нет». Люди могут иметь свои причины сохранять вредные привычки (например, игнорировать их опасность или низко оценивать самоэффективность на основании постоянных неудач при прежних попытках).

Находящиеся на стадии, предшествующей размышлениям, образуют гетерогенную группу. На стадии размышлений начинает происходить осознание того, что неадаптивное поведение оказывается проблемным. Люди отмечают, что намерены измениться (например, отказаться от курения) когда-нибудь в течение шести месяцев, но еще не чувствуют внутренней потребности к определенным действиям. Считается, что человек находится на этой стадии, если он обещает сделать что-либо в течение месяца и уже предпринимал одну подобную неудачную попытку в течение прошедшего года. О стадии действия можно говорить, когда результаты оказываются успешными минимум в течение одного дня и максимум в течение шести месяцев. Завершающая стадия — стадия стабилизации — наступает после того, когда индивид оказывается в состоянии вести себя по-новому в течение шести месяцев. На рис. 16.4 представлена схематическая спираль, отражающая тот факт, что большинство людей склонны к рецидивам и возвращению к прежним формам поведения.

Модели изменения поведения хороши тем, что они систематически анализируют факторы, влияющие на людей при их переходе от одной стадии работы над собой к другой. Например, устрашающие сообщения, соединяющие в себе новые сведения о факторах риска и уязвимости людей с рекомендациями по поводу их уменьшения или полного исключения, могут принести пользу на начальных этапах изменений. Однако, когда индивиды достигают точки принятия решения (стадия 3: размышления), дополнительную информацию должны предоставлять сообщения убеждающего характера, поддерживающие уверенность индивидов в их способности выполнить подобные действия (их самоэффективность). Если индивиды решились отказаться от вредного поведения и стали придерживаться здорового образа жизни, информация о возможных рисках или рекомендации больше не вызовут изменений. На данном этапе необходима информация, развивающая способность людей к изменению поведения и помогающая поддержанию (или даже развитию) их уверенности в возможности того, что они делают.

На основании стадиальных моделей можно дать две основные рекомендации. (1) Одного убеждения индивидов сформировать намерение к изменению поведения часто оказывается недостаточно. (2) Природа аргументов, содержащихся в убеждающем сообщении, должна соответствовать стадии изменений поведения, достигнутой индивидом. Эта гипотеза имеет некоторое подтверждение. В одном из немногих исследований, посвященных оценке прогностических возможностей транстеоретической мо дели, было обнаружено только частичное подтверждение предполагаемой значимости убеждающих сообщений, соответствующих стадии изменений поведения индивида (по сравнению с сообщениями, предъявляемыми без учета стадии работы индивида над собой).

В большей степени с предположениями стадиальных моделей согласуются данные исследований, в которых оценивалась прогностическая ценность отдельных переменных (например, представлений о здоровье или самоэффективности) на различных стадиях изменений.